КАК АДАПТИРОВАТЬ РЕБЁНКА С ДЦП К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ?

Диагноз ДЦП поначалу повергает в шок. Важно не поддаваться панике и как можно раньше начать борьбу с симптомами и последствиями. Для этого необходима комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом.
Специальным образом адаптированная программа для детей с ДЦП должна делать упор на одновременное развитие всех необходимых навыков – двигательных и психических, речевых и эмоциональных.
Подробнее об адаптации детей с ДЦП читайте в этой статье. Но самое верное – как можно быстрее перейти от теории к практике и приступить к интенсивной реабилитации под присмотром профессионалов НИИ Дети Индиго.
Особенности физического развития детей с ДЦ? | Особенности психического развития детей с ДЦП | Особенности речевого развития детей с ДЦП | Особенности сенсорного развития детей с ДЦП | Что влияет на развитие детей с ДЦП? | Как родители могут помочь ребенку с ДЦП? | Кто лечит ДЦП? | Как лечат ДЦП в Дети Индиго?
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Не важно, по какой причине возник ДЦП, любая из них предполагает повреждение мозга. В первую очередь страдают зоны мозга, ответственные за движение и правильный тонус мышц.
Двигательные нарушения проявляются уже у новорождённых. Высокий тонус и спазм мышц не дают освоить необходимые двигательные навыки. Вдобавок долго сохраняются младенческие рефлексы, сильнее повышающие мышечный тонус. Поэтому у большинства деток с ДЦП диагностируют задержку физического развития.
В дальнейшем присоединяются неправильные позы и неверная установка конечностей во время ходьбы. Вслед за этим неминуемо происходит искривление позвоночника и проблемы с внутренними органами. Стойкие контрактуры сильно ограничивают подвижность в суставах, приводя к деформации конечностей и артрозам.
Выявленные проблемы в развитии моторики у детей с ДЦП нельзя оставлять без контроля. Ребенка должен наблюдать детский невролог с достаточным опытом работы именно с таким заболеванием. Важно регулярно проводить диагностику головного мозга и отслеживать динамику и эффективность назначений не только по внешним симптомам, но и по состоянию пострадавших зон мозга.
Мало просто снять болезненный мышечный спазм (хотя, безусловно, облегчить страдания малыша нужно). Гораздо важнее обеспечить гармоничное двигательное развитие ребёнка с ДЦП. А это спазмолитикам не под силу. Зато эффективным окажется современное физиолечение, стимулирующее неактивные зоны мозга.
И начинать надо как можно раньше, не дожидаясь времени, когда малыш уже должен садиться и ползать.
Нужно учесть, что много эффективнее и правильнее формировать двигательные навыки с нуля под контролем инструктора, массажиста. Тогда не придется “переучивать” уже сложившиеся порочные стереотипы с трудом и болью.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Из-за двигательных нарушений малыши буквально «привязаны» к родителям, часто и во взрослом возрасте. От этого в том числе страдает психо-эмоциональное развитие детей с ДЦП. Незнакомая обстановка вызывает совершенно противоположные эмоции.
У большинства возникает тревожность и застенчивость. Детки боятся идти на контакт с чужими людьми, часто плачут и не понимают, чего от них хотят остальные.
В другом случае появляются чрезмерная эмоциональность, возбудимость и даже агрессивность. Наблюдаются частые и резкие перепады настроения, которые ребёнок не может контролировать.
Кроме того, осознание собственной «непохожести» на других часто приводит к замкнутости, закрытости и снижению самооценки.
Поскольку от психики зависит успешная социальная адаптация детей с ДЦП, важно как можно раньше подключить к реабилитации и психолога. Специалист обучит различать эмоции и контролировать поведение в обществе, снимать стресс и напряжение безопасными способами.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Повреждение речевых зон и спазм мышц речевого аппарата приводит к разнообразным проблемам: нечёткость и невнятность, проглатывание звуков, скудный словарный запас. Зачастую у детей диагностируют задержку речевого развития (ЗРР) – они осваивают речь намного медленнее сверстников.
Тяжесть ЗРР зависит от степени нарушений в нервной системе. При частичном повреждении речь понятна для окружающих, однако возникают сложности с произношением отдельных звуков. При тяжёлых поражениях сохраняются лишь некоторые звуки, дети общаются с помощью жестов или совсем не понимают обращённую к ним речь.
Поскольку речь тесно связана с интеллектом функцией верхних конечностей, страдает и развитие мелкой моторики у детей с ДЦП. Поэтому речевые нарушения необходимо устранять с самого начала, ведь на прогноз влияют не столько двигательные навыки, сколько сохранность интеллекта и способность к самообслуживанию. Своевременная реабилитация позволит детям обрести самостоятельность, получить базовое образование и независимость от родителей.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Сенсорное развитие – это познание окружающего мира через органы чувств, оно развивается у новорождённых задолго до физического. Малыши часто пробуют предметы на вкус, ощупывают их и запоминают новую информацию.
Нарушения тонуса мешает полноценному сенсорному развитию, особенно при дополнительных проблемах со слухом или зрением. Взять в руки и удержать предмет не позволяют напряжённые мышцы. Иногда страдает глубокая чувствительность – тогда ребёнок не понимает, как расположено его тело в пространстве, путает право и лево, даже игнорирует одну из сторон тела.
Улучшить познавательное развитие детей с ДЦП можно с помощью точечного воздействия на «спящие» зоны головного мозга. Эта методика стимулирует обменные процессы и помогает образованию новых нейронных связей.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
В прошлом детей с ДЦП даже не пытались социализировать – их сразу записывали в категорию безнадёжных. Естественно, когда ребёнка запирали в четырёх стенах, не позволяя ему общаться с другими, ни о каком развитии и речи не шло.
К счастью, мнение о таких детках полностью поменялось. Они тоже способны полноценно развиваться, это доказывают сотни успешных примеров. Да, им нужны специальные условия: большое внимание, регулярные и разнообразные занятия. Но в остальном они не отличаются от других, также открыты сердцем, по-детски непосредственны и хотят познавать мир.
Степень нарушения развития ребёнка с ДЦП больше зависит от функциональной группы:
- при 1 группе возникают тяжёлые нарушения из-за врождённых и обширных поражений головного мозга. Шансы на самостоятельную жизнь и восстановление утраченных функций практически нулевые. Однако такой вариант ДЦП встречается очень редко.
- при 2 и 3 группе, когда повреждения касаются только отдельных зон мозга, социализация детей с ДЦП протекает весьма успешно. Малыши способны преодолеть задержку физического и психического развития, влиться в общество и посещать обычную школу.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Родители детей с ДЦП испытывают большое давление, ведь именно они ответственны за будущее малыша. Психологи в таких случаях советуют не кидаться в крайности: не следует ожидать только позитивных исходов, но и не нужно пасовать перед любыми трудностями.
Не поддавайтесь эмоциям и сохраняйте трезвый взгляд на проблему, давая ребёнку всё необходимое:
- показывайте любовь и заботу о малыше, постоянно общайтесь с ним. В начале жизни дети с ДЦП из-за особенностей развития всю информацию об окружающем мире получают именно от родителей, поэтому регулярное общение поможет развитию кругозора и самопознанию;
- поощряйте любые, даже маленькие, успехи в реабилитации. Позитивные эмоции передаются ребёнку, вдохновляя его на борьбу с ДЦП и освоение новых горизонтов;
- общайтесь и делитесь опытом с другими семьями. В людях с похожей проблемой вы найдёте поддержку, сможете выйти из постоянных переживаний, а на их примере убедитесь, что детки с ДЦП имеют все шансы на успех.
КТО ЛЕЧИТ ДЦП?
Для успешной реабилитации при ДЦП не обойтись без профессиональной помощи. Лучше всего, если ребенком будет заниматься одновременно целая команда специалистов: педиатры, психологи, логопеды, мануальные терапевты, реабилитологи, массажисты и т.д. Но начинать нужно именно с визита к детскому неврологу , который и распишет схему назначений.Прямо сейчас выберите лучшего детского невролога НИИ Дети Индиго и запишитесь на прием.
КАК ЛЕЧАТ ДЦП В ДЕТИ ИНДИГО?
Долгое время реабилитацию детей с ДЦП осуществляли по схеме: медикаментозная терапия + массаж. Но лекарственные препараты дают серьезную токсическую нагрузку на организм и зачастую оказываются бессильны. Современная медицина предоставляет больше возможностей для продуктивного лечения ДЦП.
Такие прогрессивные методики, как микротоковая рефлексотерапия, биокоррекция мозга, позволяют эффективно и без токсической нагрузки восстанавливать нарушенные связи головного мозга, формировать правильные стереотипы движений, устранять параличи, снимать нервное напряжение и т. д.
НИИ Дети Индиго – лидер в лечении неврологических заболеваний у детей. Многие из представленных здесь методик уникальны!
Физиотерапевтическое лечение ДЦП
Чрезкожная микротоковая рефлексотерапия
Эффективный метод лечения широкого круга заболеваний, в том числе, поражений ЦНС у детей.
Микротоковая поляризация мозга
Высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии.
Биоакустическая коррекция головного мозга
Уникальный метод стимуляции головного мозга акустическим сигналом.
Методы реабилитации при ДЦП
ЛФК для детей с ДЦП
ЛФК оказывает комплексное благотворное воздействие на системы и функции организма.
Детский остеопат
Консультация остеопата полезна малышам, которые родились ослабленными, в процессе нетипичных родов.
Мануальная терапия
Методики мануальной терапии позволяют деликатно и тщательно проработать мышцы, мягкие ткани, кости и суставы.
Кинезиотейпирование
Помогает задать физиологически верное положение суставов и связок.
Развивающие занятия
АВА-терапия
Инновационная программа для адаптации к жизни в социуме детей-аутистов.
Сенсорная комната
Занятия в сенсорной комнате устраняют напряжение, замкнутость, симулируют интеллект.
Песочная терапия
Развивает моторику, внимание, речевые навыки, раскрывает внутренний мир и потенциал ребенка.
Телесная терапия
Во время занятий ребенок учится лучше управлять своим телом, взаимодействовать с окружающей средой.
Мозжечковая стимуляция на доске Бильгоу
Метод направлен на стимуляцию работы головного мозга и мозжечка.
Изотерапия
Форм психотерапевтической работы, дает ребенку возможность выразить свои чувства через рисунок.