Почему так необходима психологическая помощь родителям детей-аутистов, их братьям и сёстрам?
Диагноз аутизм становится неожиданностью для родителей, которые бросают все силы на реабилитацию особенного ребёнка. Кажется, что жизнь бежит по кругу из непрерывных занятий с малышом – как в клинике, так и в домашних условиях.
Однако РАС застаёт врасплох не только взрослых. Семьи с детьми-аутистами, в которых растут другие, нормотипичные детки, подвержены особому риску. Братья и сёстры аутистов в силу возраста не могут понять, что происходит с их родным человечком и почему родители уделяют ему так много внимания.
В такой ситуации не обойтись без профессионального психолога. Специалист поможет взглянуть на ситуацию с точки зрения каждого из членов семьи и поделится простыми, но эффективными способами по сохранению гармонии в семейных отношениях.
Неизвестность пугает | Внимания родителей не хватает на всех | Реакция и поведение окружающих | Что будет дальше? | Риск проблем со здоровьем | Кто лечит аутизм? | Какая помощь требуется родителям детей-аутистов? | Отзыв о лечении аутизма в НИИ "Дети Индиго" | Что полезно для душевного комфорта детям и взрослым? | Сколько стоит?
Ситуация 1. Неизвестность пугает
Нормотипичные дети, подрастая, начинают замечать, что поведение их аутичного братика или сестрёнки сильно отличается от поведения ровесников в детском саду. Ребёнок-аутист не хочет присоединяться к общей игре, часто капризничает и кричит, если его отвлекают от привычных дел.Иногда дети с РАС даже проявляют агрессию по отношению к близким – могут ударить или кинуть игрушкой. Взрослые понимают, что ребёнок делает это неосознанно, у него нет цели навредить или обидеть окружающих. Однако родители, находясь в постоянных заботах о малыше с РАС, забывают объяснить другим детям, что такое аутизм.
Это упущение порождает множество мыслей и догадок в головах нормотипичных деток и не оставляет выбора – они невольно отдаляются от необычного члена семьи, избегая любых взаимодействий.
КАК ПОСТУПИТЬ?
Обязательно найдите время, чтобы спокойно и детально поговорить со здоровыми детьми об аутизме. Доступными словами, избегая сложных терминов, расскажите, что это за диагноз и почему он возникает. Убедите малыша, что необычные брат или сестра не хотят причинить другим вред. Просто они по-другому ощущают мир, используя плач или физическую силу как средство защиты, а не нападения.После беседы выслушайте все вопросы ребёнка и уточните, что было непонятно. Отлично, если вы сможете показать детям фильмы или видео об аутизме – наглядную информацию воспринимать гораздо проще. Тем более, если дети своими глазами увидят, что люди с аутизмом способны добиваться успехов в учёбе и работе наравне с обычными людьми.
Ещё лучше, если беседа пройдёт при участии опытного психолога. Он понаблюдает за реакцией малыша и ответит на все возникшие вопросы.
Ситуация 2. Внимания родителей не хватает на всех
Разумеется, ребёнок-аутист в семье требует больше всего внимания и заботы. Но ведь рядом растут другие дети, со своими трудностями. Родители, с головой уходя в курсы реабилитации, неосознанно упускают главные моменты взросления нормотипичных малышей, оставляя их один на один с переживаниями.Это приводит к зарождению чувства ревности и обиды со стороны обычных детей. Особенно злит то, что родители не привлекают необычного ребёнка к домашним делам, нагружая поручениями только здоровых детей.
Несправедливое отношение и невысказанные обиды приводят к замкнутости и отчуждению от семьи, ставя под угрозу душевное благополучие братьев и сестёр.
КАК ПОСТУПИТЬ?
Постарайтесь не «разрываться» между детьми и найти баланс. Регулярно выделяйте время для общения с обычными детками. Это может быть вечерний разговор, совместный просмотр мультиков или сказка перед сном – что угодно, но это время будет принадлежать только нормотипичному малышу.Очень важно дарить детям новые впечатления: совместная прогулка в парке, поход в кино или зоопарк. Малыша с аутизмом на это время можно оставить с заботливой няней или понимающим членом семьи. Так никто из детей не будет чувствовать себя покинутым и обделённым.
Если сестра и брат-аутист способны сделать хотя бы мелкую работу по дому, постарайтесь привлечь детей к совместному выполнению уборки. Здоровый малыш, например, заправит кровати, а ребёнок с РАС расставит по местам игрушки
Ситуация 3. Реакция и поведение окружающих
К сожалению, общество недостаточно знает об аутизме и его реакция при виде необычного ребёнка может быть весьма неприятной.Если насмешки и «тыкание» пальцем со стороны маленьких детей можно списать на возраст и промахи в воспитании, то сочувствующие взгляды и пристальное внимание от взрослых людей доставляют ощутимый дискомфорт.
Братья и сёстры стремятся защитить особенных детей от окружающих, могут вступать в конфликты со сверстниками. Или, наоборот, испытывать чувство стыда за необычное поведение близкого человека, отказываясь играть и гулять вместе с ним.
КАК ПОСТУПИТЬ?
Часто братьям и сёстрам не хватает единомышленников – других детей, растущих в семье с малышом-аутистом. В некоторых странах практикуют создание специальных групп для нормотипичных детей: общаясь и делясь опытом друг с другом, они наконец находят понимающих ребят и разделяют впечатления вместе с ними.А вот разобраться в своих чувствах ребёнку поможет только опытный психолог. Очень важно позволить малышу выговориться: пусть он опишет все эмоции, которые испытывает по отношению к особенному члену семьи.
Нужно объяснить, что даже злость или стыд – это нормальные ощущения, они не должны вызывать чувство вины. Ребёнку необходимо понять, что он не виноват в заболевании брата или сестры и в переживаниях родителей.
Ситуация 4. Что будет дальше?
Конечно, забота родителей бесценна, но кто позаботится о человеке с аутизмом во взрослой жизни, когда у пожилой пары уже не будет хватать сил? Первые, кто всегда придут на помощь – это братья и сёстры.Понятно, что большинство нормотипичных детей в будущем будут помогать своему близкому, ведь так поступают любящие родственники. Однако родители порой слишком наседают на брата или сестру, с раннего детства заставляя их сидеть с малышом-аутистом и забыть про свои интересы, встречи с друзьями.
Тогда здоровый ребёнок слишком рано вживается в роль опекуна и быстро взрослеет, пропуская беззаботную детскую пору. Ещё хуже, если активное навязывание, напротив, отталкивает братьев и сестёр от малыша с аутизмом. Вырастая, дети стремятся как можно раньше отделиться от семьи и пожить собственной жизнью.
КАК ПОСТУПИТЬ?
Не позволяйте себе ущемлять одного ребёнка в интересах другого. Конечно, оставить особенного малыша с братом или сестрой на некоторое время – это нормально, однако всегда задавайте себе вопрос: есть ли альтернативные варианты?Например, занять детей совместной игрой, пока выполняете нужные дела. Общие интересы помогают сплотить детей, привыкнуть к особенностям характера и поведения друг друга и выработать взаимопонимание. Детки с РАС любят двигающиеся игрушки (машинки, поезда) или кубики – попробуйте приобщить к игре и здорового ребёнка.
Ситуация 5. Риск проблем со здоровьем
Важно!
Братья и сёстры детей с аутизмом чаще испытывают проблемы с социализацией и поведением. Им трудно находить общий язык с ровесниками, часто детки гиперактивны и испытывают проблемы с концентрацией внимания, могут отставать в учёбе.
К сожалению, родители поздно обращают внимание на жалобы или странности в поведении малыша, поскольку заняты ребёнком с аутизмом. Если вовремя не обратиться за помощью к специалистам, изначально здоровые детки потеряют драгоценное время и не смогут гармонично развиваться.
КАК ПОСТУПИТЬ?
Прислушивайтесь к жалобам нормотипичных детей. Даже если они кажутся незначительными, лучше обратитесь за консультацией к необходимому специалисту. Ведь всегда проще предотвратить болезнь на раннем этапе без осложнений, чем бороться с последствиями всю оставшуюся жизнь. Покажите ребёнку, что родительские забота и внимание равны для всех детей.Кто лечит аутизм?
Лечением аутизма в НИИ "Дети Индиго" занимается команда специалистов: неврологи, психологи, педиатры, логопеды. Но схему назначений разрабатывает детский невролог.
Прямо сейчас выберите лучшего детского невролога в НИИ "Дети Индиго" и запишитесь на прием.
Какая помощь требуется родителям детей-аутистов?
Конечно, непрерывная реабилитация детей с аутизмом требует много сил и времени. Порой у родителей нет ни одной свободной минуты, даже ночь они проводят в переживаниях и тревожных мыслях, забывая про сон и покой.В такой ситуации взрослым необходим человек, способный выслушать и понять, уменьшить напряжение и груз ответственности, чтобы не допустить эмоционального выгорания.
С этой задачей прекрасно справляется психологическая помощь родителям детей-аутистов. Профессиональные психологи всегда готовы поддержать родителей особенного ребёнка, помочь им принять диагноз РАС.
Только специалист объяснит все тонкости в психике и образе мышления малышей с аутизмом, научит специальным способам общения с особенным ребёнком и посоветует, как эффективно сплотить всех детей между собой и установить доверительные отношения.
Прекрасно, если психолог работает сразу с целой семьёй. Он изучит особенности поведения ребёнка с РАС и сразу же заметит, если в психике малыша что-то изменилось.
Отзыв о лечении аутизма в "НИИ Дети Индиго"
НЕ ТЕРЯЙТЕ ВРЕМЯ!
ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРИЕМ ПРЯМО СЕЙЧАС
Администратор подберет удобное время для визита в клинику или запишет на онлайн-консультацию
Что полезно для душевного комфорта детям и взрослым?
АВА-терапия
Инновационная программа для адаптации к жизни в социуме детей-аутистов.
Песочная терапия
Развивает моторику, внимание, речевые навыки, раскрывает внутренний мир и потенциал ребенка.
Телесная терапия при аутизме
Метод психологической коррекции личности через работу с физикой тела.
Телесная терапия
Во время занятий ребенок учится лучше управлять своим телом, взаимодействовать с окружающей средой.
Детский остеопат
Консультация остеопата полезна малышам, которые родились ослабленными, в процессе нетипичных родов.
ЛФК при аутизме
Благоприятно воздействует на психологическое состояние, учит ребёнка контролировать поведение.
Мануальная терапия
Методики мануальной терапии позволяют деликатно и тщательно проработать мышцы, мягкие ткани, кости и суставы.