Аутизм у детей
Среди мужского пола аутистов в 5 раз больше
При своевременно назначенной терапии большая часть неврологических нарушений не приводит к серьезным проблемам со здоровьем у детей
Аутизм в настоящее время является малоизученным заболеванием. Не существует методов лечения болезни, ранней диагностики аутизма, не локализованы и неизвестны причины и механизм ее развития. Однако существуют методики, позволяющие корректировать и облегчать протекание аутизма. Главное – доверить ребенка в руки толковых специалистов.
У врачей НИИ "Дети Индиго" за плечами большой опыт работы с детками с аутизмом. Неврологи, психологи и другие специалисты знают, как найти подход к особенным детям и подобрать наиболее эффективное лечение в каждом отдельном случае. Запишитесь на прием прямо сейчас, не теряйте драгоценное время!
АУТИЗМ У ДЕТЕЙ. СИМПТОМЫ
- Ребенок с аутизмом проявляет отрешенность от окружающего мира, он неспособен формировать контакты с людьми и часто не имеет привязанности даже к матери (родителям).
- У детей с аутизмом отмечают задержку или регресс психического и речевого развития, расстройства речи, в речи ребенок не употребляет личных местоимений.
- Наблюдается нарушение социальной адаптации, избегает контактов с посторонними, избегает зрительных и тактильных контактов, предпочитает боковое зрение, предпочитает неодушевленные предметы для игр.
- Среди признаков аутизма у детей отмечается расстройство моторики и приверженность к стереотипной деятельности.
- Слабая способность к обучению, вялый интерес к происходящему вокруг, не копирует поведение других.
- Непредсказуемо реагирует на события, боязнь ярких внешних раздражителей.
- Склонность к истерикам, агрессии, самоагрессии.
Кто лечит аутизм?
Лечением аутизма в НИИ "Дети Индиго" занимается команда специалистов: неврологи, психологи, педиатры, логопеды. Но схему назначений разрабатывает детский невролог.
Прямо сейчас выберите лучшего детского невролога в НИИ "Дети Индиго" и запишитесь на прием.
Причины и механизмы развития аутизма у детей
Причины и механизмы аутистических проявлений не выявлены достоверно. Существует современная классификация аутизма у детей, используемая специалистами (утверждена в 1997 году Научным центром психического здоровья Российской Академии Наук):
Аутизм внутреннего генеза
Возникает без внешней видимой причины. К этой категории относят:
- Синдром Каннера.
- Инфантильный аутизм ("удобный ребенок" в возрасте от 0 до 12-18 месяцев).
- Детский аутизм (ранее относили к шизофрении, но, в отличие от взрослых, на фоне лечения состояние постепенно улучшается).
- Синдром Аспергера (интеллект сохранен, отмечается замкнутость, странная и витиеватая речь, чаще всего обучение в общеобразовательных школах).
Органический аутизм
Заболевание обусловлено наличием тех или иных повреждений нервной системы: гидроцефалия, гипоксия, родовая травма и др. При своевременном лечении выявленной патологии состояние больного улучшается.
Аутистически подобные синдромы
Аутистически подобные синдромы возникают при хромосомных, обменных и других нарушениях. Причиной считают заболевания центральной нервной системы (туберкулезный склероз, фенилкетонурия и др.), генетические и хромосомные заболевания (синдром Дауна).
Аутизм экзогенного генеза
Аутистические подобные синдромы экзогенного генеза – психогенный парааутизм. Возникает под воздействием внешних причин: стресс, осиротелость, состояние после травм и т. д.
Аутизм неясного генеза
Диагностика аутизма затруднена и проводится по выявленным поведенческим отклонениям.
Синдром Ретта
Неуточненного генеза
Для всех видов аутизма у детей и взрослых общим является следующее:
1. Снижается активность лобных долей головного мозга, отвечающих за интеллект, сознание, инициативу. Это, в свою очередь, влечет за собой проявление следующих признаков аутизма у детей: снижение познавательной активности, интереса к окружающему, отрешенности. Такие дети боятся перемен, новой обстановки. Они не принимают новых игр и т. д.
2. Лобные доли не подают импульсов остальным центрам головного мозга (речевым, моторным, зрительным и т. д.). В результате этого действия становятся стереотипными и неосознанными. Действия ни на что не направлены, могут многократно повторяться: постукивание молотком по столу, бегание по кругу и т. д. Это происходит оттого, что лобные доли не направляют внимание на познание окружающего мира.
3. Так как контроль лобных долей отсутствует, то все остальные зоны головного мозга в дальнейшем задерживаются в развитии и развиваются неравномерно. Одновременно могут проявляться сложные и простые навыки: фразы и лепет в речи, примитивные игры и сложные навыки.
4. Речевые зоны так же, как и все прочие, не развиваются, поэтому ребенок не понимает обращенной речи. Он не осознает, что обращаются к нему, не использует свой словарный запас, не использует речь для общения и удовлетворения своих потребностей.
5. Возникает аутоагрессия, как протест против окружающей действительности. Ребенок не понимает, что можно протестовать речью. Он выплескивает агрессию на себя или окружающих. Если болит голова – бьет себя по ней, или трет ее, или прижимает руки. При этом он капризничает и плачет.
6. Эмоциональное развитие тормозится, ребенок не может испытывать сложных эмоций – сопереживания, юмора, заботы. Только простые эмоции – страх, агрессия.
Все проявления связаны с отказом работы лобных долей головного мозга и скоординированной работы различных зон мозга. В ряде случаев аутизма у детей есть явно выраженная неврологическая патология. Поэтому внимание направляют на лечение выявленной невротической патологии. К таким патологиям относят: гидроцефалию, проявления синдрома Дауна, ДЦП и пр. Независимо от причины, приведшей к асинхронному развитию головного мозга, необходимо стимулировать активность лобных долей и речевых центров.
Диагностика аутизма
При правильной коррекционной работе возможна адаптация ребенка к окружающей среде. Общие клинические признаки аутизма:
Группа 1: Ребенок полностью отрешен, отсутствует социальная активность, нет реакции на улыбку, взгляд, мокрые пеленки, голод. Такие дети тяжело переносят взгляд в глаза и избегают телесных контактов.
Группа 2: Активное отвержение окружающей среды. Ребенок тщательно избирает виды контактов с внешним миром, общается с ограниченным кругом людей, избирателен в одежде, еде. Нарушение привычного режима вызывает аффективные реакции: страх, агрессию, аутоагрессию. Большое количество речевых и моторных стереотипов. Дети с аутизмом, относящиеся к этой группе, более адаптированы для жизни, чем дети из 1-ой группы.
Группа 3: Захваченность аутистическими интересами. Дети стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах. Занятия стереотипичны не носят познавательного характера, цикличны. Разговоры годами на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.
Группа 4: Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Легкое проявление раннего детского аутизма. Дети обладают повышенной ранимостью, уязвимостью. Чувствительны к чужой оценке, избегают отношений, если чувствуют какую-то преграду.
Коррекционная работа с ребенком рассчитывается таким образом, чтобы последовательно провести ребенка по перечисленным группам социального взаимодействия.
Лечение аутизма
Лечение детского аутизма назначается строго индивидуально. Курс лечения аутизма состоит из необходимых методик, которые применяют в строго определенной последовательности для достижения наибольшего успеха. При назначении процедур специалисты делают упор на физиолечение.
Физиотерапевтическое лечение аутизма
Чрезкожная микротоковая рефлексотерапия
Эффективный метод лечения широкого круга заболеваний, в том числе, поражений ЦНС у детей.
Микротоковая поляризация мозга
Высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии.
Биоакустическая коррекция головного мозга
Уникальный метод стимуляции головного мозга акустическим сигналом.
РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНИКИ И ЗАНЯТИЯ
АВА-терапия
Инновационная программа для адаптации к жизни в социуме детей-аутистов.
Сенсорная комната
Занятия в сенсорной комнате устраняют напряжение, замкнутость, симулируют интеллект.
Логопедический массаж
Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата и ликвидации речевых нарушений.
Телесная терапия при аутизме
Метод психологической коррекции личности через работу с физикой тела.
Детский остеопат
Консультация остеопата полезна малышам, которые родились ослабленными, в процессе нетипичных родов.
В НИИ "Дети Индиго" уверены: аутизм – не приговор. Успех лечения аутизма здесь строится на освоении достижений современной медицины и слаженной работы многих детских специалистов. Это труд, требующий колоссального терпения и огромной любви к своему делу. Если начать лечение вовремя, ребенок сможет пойти учиться в обычную школу.