Алматы

ул. Макатаева д. 131

 (727)показать телефон312-26-92

Нарушение высших психических функций

Встречается у15% детей

Пик заболеваемости приходится на 2-5 лет возраст пика проявлений синдрома

Грозит задержкой развития и тяжёлыми нарушениями интеллекта
Информация о заболеванииНарушение высших психических функций
Информация о заболеванииНарушение высших психических функций
При нарушении высших психических функций у детей нельзя медлить. Необходима реабилитация для запуска речи, стабилизации памяти, интеллекта и внимания.
что лечим Нарушение высших психических функций Дети Индиго

По мере роста ребёнка может насторожить нечёткая и скудная речь, сложности с выполнением элементарных заданий, неспособность запоминать и делать логические выводы. Чем дальше, тем отставание в сравнении со сверстниками становится отчетливее. Вскоре и сам малыш чувствует невозможность оправдывать ожидания, налаживать контакт, не справляется с эмоциями, становится агрессивным замкнутым…

Сердобольная родня может успокаивать, в то время как специалисты укажут возможные причины: нарушения высших психических функций и, к сожалению, в большинстве случаев окажутся правы.  

Бояться визита к врачу не надо. Чем раньше  приступить к коррекции, тем выше шанс на позитивный исход.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Высшими психическими функциями называют навыки высшей нервной системы, присущие только человеку. Всего их пять: восприятие, мышление, речь, внимание, воображение и память.


Пока малыш совсем мал, он еще не способен говорить и даже удерживать взгляд. Психика грудничка совсем не зрелая. Однако ее сложные функции, пока не проявленные,  давно начали свое формирование, это произошло  задолго до рождения. 


Поэтому причины нарушений высших психических функций могут скрываться как в первые недели беременности, когда формируется нервная трубка плода, так и в ходе родов или сразу после рождения. Если во время закладки нервной системы что-то пошло не так, это скажется на последующих этапах развития. 


В норме малыш вначале познаёт окружающий мир с помощью чувств (тактильно, зрительно, через звуки) и подсказок родителей. Затем, с появлением активной речи, наступает «бум» развития психики. Развиваются память, воображение и способность распознавать чувства других людей.


За каждую функцию отвечает свой отдел головного мозга, прежде всего, кора и подкорковые зоны, но все они тесно взаимосвязаны между собой. И если повредилась одна зона, пострадает развитие всех психических функций.


Однако нервная система у детей до трех лет довольно пластична и нарушение произвольной регуляции высших психических функций хорошо поддаётся коррекции. Важно как можно раньше обратиться за помощью к детскому нейропсихологу: врач распознает, какая зона головного мозга пострадала и научит малыша контролю эмоций и поведения.

СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Синдром нарушения высших психических функций делится на несколько видов:
  • нарушение интеллекта – от задержки психического развития до тяжёлой умственной отсталости;
  • нарушение речи – от незначительных несовершенств в звуковоспроизведении и освоении слов до полного отсутствия желания и возможностей для общения;.
  • нарушение концентрации внимания – неспособность сосредоточиться на одном предмете в течение долгого времени, трудности в обучении, неусидчивость и постоянная смена деятельности;
  • нарушение памяти – плохое запоминание речи на слух, неспособность выучить стих или запомнить название предметов, явлений;
  • неспособность контролировать поведение и различать эмоции (как собственные, так и у окружающих).

ФОРМЫ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Выделяют два основных типа: первичные и вторичные нарушения высших психических функций. Предпосылки для первичных нарушений развиваются ещё во внутриутробном периоде или у новорождённых. Пример – нарушения высших психических функций при ДЦП.


Вторичные нарушения возникают как осложнения иных заболеваний. Например,  дети с тяжёлыми нарушениями речи могут иметь здоровый мозг, без поражения соответствующих зон. А речь не сформировалась должным образом на фоне первичной проблемы со слухом или голосовым аппаратом.


Определив возможные причины нарушений высших психических функций, специалист выставляет степень их поражения:

  • лёгкая – незначительно снижена только одна функция. Например, лёгкое нарушение речи у детей приводит к небольшим ошибкам в произношении, однако окружающие могут понимать ребёнка. Этот вид успешно поддаётся коррекции с помощью регулярных и комплексных занятий;
  • патологическое ослабление – одновременно страдают несколько психических функций. Например, ухудшается память у детей с нарушением интеллекта. Для успешного лечения необходимо обратиться за помощью при первых же признаках;
  • тяжёлая (грубое нарушение) – затронуты многие отделы головного мозга, особенно при заболеваниях нервной системы. Так, особенности высших психических функций при нарушениях слуха лишают способности узнавать и запоминать предметы, понимать речь и развивать интеллект.

  • КТО ЗАНИМАЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ?

    Необходимо обратиться за консультацией к неврологу, чтобы выяснить причину проблемы, нейропсихологические основы нарушений высших психических функций, эмоций и поведения. Невролог подбирает схему назначений и привлекает к реабилитации  целую команду детских специалистов.

    Прямо сейчас выберете лучшего специалиста НИИ "Дети Индиго" и запишитесь на прием.
Иконка акции
Подробнее
Иконка стрелки

Характерные признаки НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Могут подействовать на ребёнка в любом возрасте, поэтому родителям необходимо обращать внимание на следующие признаки:
  • вялость и скудная подвижность у новорождённых;
  • поздние попытки перевернуться, ползать, вставать и садиться;
  • позднее начало самостоятельной ходьбы;
  • отсутствие ярких эмоций при виде лиц родных, на негативные или позитивные события, слабый интерес к игрушкам;
  • трудности с удержанием предметов, неудачные попытки самостоятельно одеться;
  • особенности высших психических функций при нарушениях речи не позволяют малышу повторять и понимать речь окружающих. Ребёнок не может связно излагать мысли, делает много грамматических и фонетических ошибок;
  • нарушения развития памяти у детей приводят к снижению успеваемости и забывчивости;
  • нарушение внимания у детей проявляется в играх: быстрая потеря интереса заставляет постоянно отвлекаться. В особенности нарушение внимания у детей заметно в школе – из-за плохой концентрации ребёнок не может долго сидеть за партой, выполнять большие объёмы домашней работы, что ведёт к плохим оценкам и отсутствию элементарных знаний.

Диагностика патологии высших психических функций

Необходимо обратиться к неврологу. Специалист сумеет провести четкую грань между плохим воспитанием и неврологической патологией, требующей внимания.

В ЧЁМ ОПАСНОСТЬ НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ?

Неверно сформированные высшие психические функции при нарушениях речи, интеллекта и памяти препятствуют полноценной интеграции ребёнка в коллектив – а человек не может полноценно развиваться вне общества. Без ранней коррекции ребёнок окажется запертым внутри самого себя и будет нуждаться в постоянном уходе, ведь с возрастом изменить нервную систему становится всё сложнее.


Поэтому не упускайте драгоценное время – запишитесь на приём и начните путь к выздоровлению как можно скорее.

КАК ИСПРАВИТЬ НАРУШЕНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

В НИИ "Дети Индиго" применяются разные методы коррекции и лечения нарушения высших психических функций у детей. 
СКОЛЬКО СТОИТ?

Лечением нарушения высших психических функций в НИИ "Дети Индиго" занимается невролог, психолог. Стоимость консультации специалиста указана в разделе "Консультативный прием" нашего Прайса. Следите за акциями, не упустите выгодную цену!

Материал был проверен специалистами

МАТЕРИАЛ ПРОВЕРИЛА ЭКСПЕРТ: МОКРУШИНА Е. С.
психиатр

Ведет прием маленьких пациентов с различными заболеваниями ЦНС. Обеспечивает лечение и реабилитацию, используя современные медицинские технологии.
О специалисте
Заказать
звонок
Задать вопрос специалисту
Отзывы
пациентов
Выбрать специалиста
Смотреть
вакансии
Записаться
на прием