Задержка речевого развития (ЗРР)
Встречается у 18% дошкольников
В 4 раза чаще у мальчиков
Провоцирует нарушения интеллекта и препятствует социализации


Признаки задержки речи у ребёнка.
Как понять, что запустить речь и здоровый речевой аппарат
еще возможно.
Какому специалисту показать ребенка.

Задержка речи у ребёнка часто не воспринимается всерьёз. Кажется, что для маленьких деток «каша во рту» - это нормально, а молчание - признак стеснительности, что со временем всё само придёт в норму.
Это главная ошибка. Если ребёнок не говорит совсем или его слова не способны разобрать даже близкие – нужно как можно скорее посетить детского невролога.
Занятия с ребёнком для развития речи у логопеда тоже помогут, однако логопед – не врач. Если задержка речевого развития вызвана нарушениями нервной системы, требуется лечение, а лечить малыша имеет право только доктор.
Чтобы запустить долгожданную речь малютки, в НИИ "Дети Индиго" работают сообща все необходимые специалисты, применяют новейшие технологии.
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ?
Первые попытки установить коммуникацию малыш делает в первые месяцы после рождения. Установить контакт с родителями, привлечь к себе внимание детки пока могут только с помощью крика, плача или активных движений. Но уже в это время должно активно начаться звукоподражание.
Основное, заметное развитие речевого аппарата происходит с 1 года и до 3-4 лет. В этот период принято сверять словарный запас и речевую инициативу у малыша с возрастными нормами:
- 1 месяц – малыш достаточно активно плачет и кричит, реагирует на слова родителей и удерживает взгляд на говорящем;
- 2-5 месяц – начинается этап гуления. Малыш произносит первые цепочки, сначала из гласных звуков («ааа», «ооо», «ууу»), а затем их сочетания с согласными («кхы», «гы», «ма»). Детки поворачивают голову на источник звука;
- 6-8 месяц – стадия лепета. Ребёнок произносит первые «слова», состоящие из повторения одинаковых слогов («баба», «мама», «няня»). Его голос приобретает эмоциональную окраску, особенно когда малыш радуется и смеётся. Он знает названия нескольких предметов, может искать их глазами;
- 9-12 месяцев – стадия первых слов. Словарный запас малыша состоит из 8-10 слов и постоянно пополняется. Ребёнок понимает и выполняет команды, просьбы взрослых (принести игрушку, показать рисунок);
- 1,5-2 года – первые простые предложения. Речь полностью заменяет мимику и жесты и становится главным способом коммуникации;
- 3-4 года – «лексический взрыв». Все слова, которые накопились в пассивном словарном запасе, малыш начинает активно использовать. Он говорит полноценные фразы, составляет короткие рассказы.
Если к 3-4 годам словарный запас малыша очень скудный, речь не насыщена фразами и предложениями или вовсе состоит из отдельных звуков – это явный признак задержки речи у ребёнка.
Задержку речевого развития у детей в МКБ-10 можно найти под кодом F80.

Комментирует
Молдаханова Альфия Далеловналогопед-дефектолог
Ответ как будто напрашивается сам собой: сразу, как только стало известно о диагнозе ЗРР, зачем же тянуть? Но подвох в вопросе все-таки есть.
Если судить о патологии или ее отсутствии только по внешним признакам освоения речи, то очевидной становится задержка речевого развития у детей 4 лет . В лучшем случае диагноз поставят в 3 года и начнут коррекцию. Если ребёнок не говорит в более старшем возрасте, диагноз уже ни у кого не вызовет сомнений. А до тех пор ставить диагноз никто не вправе. Взволнованной маме скажут: надо ждать.
Например, задержка речевого развития в 2 года не ставится. Небольшое отставание в речевом развитии в этом возрасте – один из вариантов нормы. Речь еще может появиться спонтанно. Поэтому родители и педагоги такого ребенка бездействуют.
Хорошо, если такой ребёнок попадет в поле зрения детского невролога. Специалист не поставит, конечно, диагноз ЗРР в 2 года, как мы уже разобрались в этом. Но мимо опытного врача не пройдут признаки угрозы возможных отклонений, ведь невролог будет оценивать работу всей нервной системы, а не только словарный запас.
Надо понимать, что диагноз ЗРР – один из типов задержки психического развития (ЗПР), поэтому оба заболевания часто объединяют в одно – задержку психоречевого развития (ЗПРР). А еще предвестником неблагополучного речевого развития может стать отклонение в моторном развитии. Если ребенок позже стал держать голову, переворачиваться, ползать, сидеть и ходить - это указывает на возможное повреждение нервной системы. Это значит, что и речевые зоны мозга могут быть угнетены тоже.
Вот и получается, что малыши с угрозой отставания в речевом развитии, довольно часто остаются не досмотрены, не получают необходимой поддержки и профилактики. И только к 3-4 годам, а то и ко времени подготовки к школе, когда неладное проявится в полной мере, приходится пик родительских запросов на занятия с логопедом при ЗРР. Еще позже приходит понимание о необходимости комплексной терапии.
Таким образом к нужным специалистам ребенок поступает с огромным опозданием, что, безусловно, уменьшает в разы возможность быстро скорректировать отставание в речевом развитии.
КТО ЛЕЧИТ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ?
Лечением задержки речевого развития в НИИ "Дети Индиго" занимается целая команда специалистов различного профиля: логопеды-дефектологи, психологи, мануальные терапевты, реабилитологи, рефлексотерапевты, нутрициологи. Но схему лечения назначает невролог.
Прямо сейчас выберите лучшего невролога НИИ "Дети Индиго" и запишитесь на прием!
СИМПТОМЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
- простая задержка речевого развития – речь может говорить, но его словарный запас и фразы характерны для более младшего возраста. Страдает произношение: о чём говорит малыш, понимают только родители;
- задержка психоречевого развития – малыш выполняет простые команды, но не способен поддержать диалог или начать разговор первым. С трудом осваивает простые бытовые навыки (проблемы с одеванием, уборкой, гигиеной);
- дизартрия – дефекты артикуляционного аппарата (несинхронная работы мышц гортани, языка и лица, голосовых складок). Речь очень неразборчивая, гнусавая, монотонная и тихая. Слова произносятся по слогам, часто бывает слюнотечение, спотыкание о неудобные звуки и замена их на другие;
- афазия – полное исчезновение уже сформировавшейся речи. Ребёнок не понимает смысл обращённой речи, забывает названия предметов, речь его напоминает «кашу»;
- сенсорная алалия – малыш не понимает речь окружающих и свою собственную на слух. Голос часто громкий, речь активная по типу «словесного салата» (бессвязная и бессмысленная);
- моторная алалия – детки понимают речь, но не могут говорить из-за поражения зон мозга, ответственных за воспроизведение слов;
- нарушение речи при аутизме сводится к своеобразной манере говорения (витиеватость и вычурность, использование устойчивых словесных оборотов). Малыш часто повторяет речь других (эхолалия), задаёт одни и те же вопросы, начинает разговор только на интересные для него темы.
- наследственная предрасположенность;
- генетические заболевания;
- органические – аномалии или нарушения в развитии нервной системы во время беременности и родов (недостаток кислорода – гипоксия и асфиксия, внутриутробные инфекции, расстройство кровотока по сосудам плаценты, родовые травмы головы и шеи);
- аномалии строения речевого аппарата (недоразвитие нижней челюсти, расщелины нёба и верхней губы);
- недоношенность;
- тяжёлые заболевания и травмы в первые годы жизни;
- расстройства слуха;
- гидроцефалия;
- нарушение воспитания и неблагоприятная обстановка (отсутствие занятий с ребёнком, холодность и безразличие, рукоприкладство, скандалы в семье).
ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Комментирует
Қанағат Бағжан Советқызылогопед-дефектолог
Можно ли исправить задержку речевого развития?
У детей до 4 лет есть все шансы нагнать сверстников и полноценно овладеть речью. Однако успех будет зависеть от тяжести ЗРР, её причины и, конечно, от того, насколько своевременными и полноценными были реабилитационные мероприятия. Деткам после 5 лет уже гораздо сложнее восстановить речь. С каждым годом пластичность мозга снижается, увеличивается разрыв в развитии со сверстниками, накапливается объем неосвоенных ко времени когнитивных навыков. Поэтому в более старшем возрасте занятия с ребёнком для развития речи потребуют больше усилий и времени. Однако никогда нельзя отчаиваться и бездействовать.
ДИАГНОСТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
В НИИ "Дети Индиго" проводят комплексное обследование нервной системы и зрелости головного мозга в соответствии с возрастными нормами. Это позволяет обнаружить угрозы задержки развития на самых ранних стадиях, позволяющих быстро корректировать и компенсировать обнаруженные патологии.
Амплитудно-частотная диагностика (по Накатани)
Позволяет всесторонне оценить состояние здоровья ребенка в целом.
Электроэнцефалография мозга
Позволяет оценить наличие патологий и степень нарушений в функционировании мозга.
КАК ЛЕЧАТ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В НИИ "ДЕТИ ИНДИГО"
Потребность в лечении задержки речевого развития у детей в наши дни довольно высока и важно грамотно выбрать, кому доверить эту важную заботу, ведь время упустить на безрезультатные усилия никак нельзя! Лучше всего выбрать профильное учреждение, оснащенное по всем современным требованиям, а не просто клуб-развивашку.В НИИ "Дети Индиго" представлены новейшие медицинские технологии, работает целая команда опытных специалистов, а задержку речи устраняют, применяя собственный комплексный подход, доказавший свою высокую эффективность.
Физиотерапевтическое лечение задержки речевого развития
Биоакустическая коррекция головного мозга
Уникальный метод стимуляции головного мозга акустическим сигналом.
Рефлексотерапевтические методы лечения ЗРР
Чрезкожная микротоковая рефлексотерапия
Эффективный метод лечения широкого круга заболеваний, в том числе, поражений ЦНС у детей.
Микротоковая поляризация мозга
Высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии.
Методики развития и коррекционные программы
АВА-терапия
Инновационная программа для адаптации к жизни в социуме детей-аутистов.
Сенсорная комната
Занятия в сенсорной комнате устраняют напряжение, замкнутость, симулируют интеллект.
Логопедический массаж
Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата и ликвидации речевых нарушений.
Песочная терапия
Развивает моторику, внимание, речевые навыки, раскрывает внутренний мир и потенциал ребенка.
Телесная терапия
Во время занятий ребенок учится лучше управлять своим телом, взаимодействовать с окружающей средой.
Мозжечковая стимуляция на доске Бильгоу
Метод направлен на стимуляцию работы головного мозга и мозжечка.
Изотерапия
Форм психотерапевтической работы, дает ребенку возможность выразить свои чувства через рисунок.
Детский остеопат
Консультация остеопата полезна малышам, которые родились ослабленными, в процессе нетипичных родов.