Алматы

ул. Макатаева д. 131

 (727)показать телефон312-26-92

Задержка речевого развития (ЗРР)

Встречается  у 18% дошкольников


В 4 раза чаще  у мальчиков


Провоцирует нарушения интеллекта и препятствует социализации

Информация о заболеванииЗадержка речевого развития (ЗРР)
Информация о заболеванииЗадержка речевого развития (ЗРР)

Признаки задержки речи у ребёнка. 

Как понять, что запустить речь и здоровый речевой аппарат

еще возможно. 

Какому специалисту показать  ребенка.



что лечим Задержка речевого развития (ЗРР) Дети Индиго

Задержка речи у ребёнка часто не воспринимается всерьёз. Кажется, что для маленьких деток «каша во рту» - это нормально, а молчание - признак стеснительности, что со временем всё само придёт в норму.


Это главная ошибка. Если ребёнок не говорит совсем или его слова не способны разобрать даже близкие – нужно как можно скорее посетить детского невролога.


Занятия с ребёнком для развития речи у логопеда тоже помогут, однако логопед – не врач. Если задержка речевого развития вызвана нарушениями нервной системы, требуется лечение, а лечить малыша имеет право только доктор. 


Чтобы запустить долгожданную речь малютки, в НИИ "Дети Индиго" работают сообща все необходимые специалисты, применяют новейшие технологии.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ?

Первые попытки  установить коммуникацию малыш делает в первые месяцы после рождения. Установить контакт с родителями, привлечь к себе внимание детки пока могут только с помощью крика, плача или активных движений. Но уже в это время должно активно начаться звукоподражание. 


Основное, заметное развитие речевого аппарата происходит с 1 года и до 3-4 лет. В этот период принято сверять словарный запас и речевую инициативу у малыша с возрастными нормами:


  • 1 месяц – малыш достаточно активно плачет и кричит, реагирует на слова родителей и удерживает взгляд на говорящем;
  • 2-5 месяц – начинается этап гуления. Малыш произносит первые цепочки, сначала из гласных звуков («ааа», «ооо», «ууу»), а затем их сочетания с согласными («кхы», «гы», «ма»). Детки поворачивают голову на источник звука;
  • 6-8 месяц – стадия лепета. Ребёнок произносит первые «слова», состоящие из повторения одинаковых слогов («баба», «мама», «няня»). Его голос приобретает эмоциональную окраску, особенно когда малыш радуется и смеётся. Он знает названия нескольких предметов, может искать их глазами;
  • 9-12 месяцев – стадия первых слов. Словарный запас малыша состоит из 8-10 слов и постоянно пополняется. Ребёнок понимает и выполняет команды, просьбы взрослых (принести игрушку, показать рисунок);
  • 1,5-2 года – первые простые предложения. Речь полностью заменяет мимику и жесты и становится главным способом коммуникации;
  • 3-4 года – «лексический взрыв». Все слова, которые накопились в пассивном словарном запасе, малыш начинает активно использовать. Он говорит полноценные фразы, составляет короткие рассказы.

  • Если к 3-4 годам словарный запас малыша очень скудный, речь не насыщена фразами и предложениями или вовсе состоит из отдельных звуков – это явный признак задержки речи у ребёнка.


    Задержку речевого развития у детей в МКБ-10 можно найти под кодом F80.



    загруженное (4).png

    Комментирует

    Молдаханова Альфия Далеловна

    логопед-дефектолог

    В каком возрасте пора начинать лечение ЗРР?

    Ответ как будто напрашивается сам собой: сразу, как только стало известно о диагнозе ЗРР, зачем же тянуть?  Но подвох в вопросе все-таки есть.  


    Если судить о патологии или ее отсутствии только по внешним признакам освоения речи, то очевидной становится задержка речевого развития у детей 4 лет . В лучшем случае диагноз поставят в 3 года и начнут коррекцию. Если ребёнок не говорит в более старшем возрасте, диагноз уже ни у кого не вызовет сомнений. А до тех пор ставить диагноз никто не вправе. Взволнованной маме скажут: надо ждать.


    Например, задержка речевого развития в 2 года не ставится. Небольшое отставание в речевом развитии в этом возрасте – один из вариантов нормы. Речь еще может появиться спонтанно. Поэтому родители и педагоги такого ребенка бездействуют.


    Хорошо, если  такой ребёнок попадет в поле зрения детского невролога. Специалист не поставит, конечно, диагноз ЗРР в 2 года, как мы уже разобрались в этом. Но мимо опытного врача не пройдут признаки угрозы  возможных отклонений, ведь невролог будет оценивать работу всей нервной системы, а не только словарный запас. 


    Надо понимать, что диагноз ЗРР – один из типов задержки психического развития (ЗПР), поэтому оба заболевания часто объединяют в одно – задержку психоречевого развития (ЗПРР). А еще предвестником неблагополучного речевого развития может стать отклонение в моторном развитии. Если ребенок позже стал держать голову, переворачиваться, ползать, сидеть и ходить - это указывает на возможное повреждение нервной системы. Это значит, что и речевые зоны мозга могут быть угнетены тоже. 


    Вот и получается, что малыши с угрозой отставания в речевом развитии, довольно часто остаются не досмотрены, не получают необходимой поддержки и профилактики. И только к 3-4 годам, а то и ко времени подготовки к школе, когда неладное проявится в полной мере,  приходится пик родительских запросов на занятия с логопедом при ЗРР. Еще позже приходит понимание о необходимости комплексной терапии. 


    Таким образом к нужным специалистам ребенок поступает с огромным опозданием, что, безусловно, уменьшает в разы  возможность быстро скорректировать отставание в речевом развитии.


КТО ЛЕЧИТ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ?

Лечением задержки речевого развития в НИИ "Дети Индиго" занимается целая команда специалистов различного профиля: логопеды-дефектологи, психологи, мануальные терапевты, реабилитологи, рефлексотерапевты, нутрициологи. Но схему лечения назначает невролог.


Прямо сейчас выберите лучшего невролога НИИ "Дети Индиго" и запишитесь на прием!

СИМПТОМЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ


    простая задержка речевого развития – речь может говорить, но его словарный запас и фразы характерны для более младшего возраста. Страдает произношение: о чём говорит малыш, понимают только родители;
  • задержка психоречевого развития – малыш выполняет простые команды, но не способен поддержать диалог или начать разговор первым. С трудом осваивает простые бытовые навыки (проблемы с одеванием, уборкой, гигиеной);
  • дизартрия – дефекты артикуляционного аппарата (несинхронная работы мышц гортани, языка и лица, голосовых складок). Речь очень неразборчивая, гнусавая, монотонная и тихая. Слова произносятся по слогам, часто бывает слюнотечение, спотыкание о неудобные звуки и замена их на другие;
  • афазия – полное исчезновение уже сформировавшейся речи. Ребёнок не понимает смысл обращённой речи, забывает названия предметов, речь его напоминает «кашу»;
  • сенсорная алалия – малыш не понимает речь окружающих и свою собственную на слух. Голос часто громкий, речь активная по типу «словесного салата» (бессвязная и бессмысленная);
  • моторная алалия – детки понимают речь, но не могут говорить из-за поражения зон мозга, ответственных за воспроизведение слов;
  • нарушение речи при аутизме сводится к своеобразной манере говорения (витиеватость и вычурность, использование устойчивых словесных оборотов). Малыш часто повторяет речь других (эхолалия), задаёт одни и те же вопросы, начинает разговор только на интересные для него темы.

  • ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ


    • наследственная предрасположенность;
    • генетические заболевания;
    • органические – аномалии или нарушения в развитии нервной системы во время беременности и родов (недостаток кислорода – гипоксия и асфиксия, внутриутробные инфекции, расстройство кровотока по сосудам плаценты, родовые травмы головы и шеи);
    • аномалии строения речевого аппарата (недоразвитие нижней челюсти, расщелины нёба и верхней губы);
    • недоношенность;
    • тяжёлые заболевания и травмы в первые годы жизни;
    • расстройства слуха;
    • гидроцефалия;
    • нарушение воспитания и неблагоприятная обстановка (отсутствие занятий с ребёнком, холодность и безразличие, рукоприкладство, скандалы в семье).


загруженное (4).png

Комментирует

Қанағат Бағжан Советқызы

логопед-дефектолог


 Можно ли исправить задержку речевого развития?

У детей до 4 лет есть все шансы нагнать сверстников и полноценно овладеть речью. Однако успех будет зависеть от тяжести ЗРР,  её причины и, конечно, от того, насколько своевременными и полноценными были  реабилитационные мероприятия. Деткам после 5 лет уже гораздо сложнее восстановить речь. С каждым годом пластичность мозга снижается, увеличивается разрыв в развитии со сверстниками, накапливается объем неосвоенных ко времени когнитивных навыков. Поэтому в более старшем возрасте  занятия с ребёнком для развития речи потребуют больше усилий и времени. Однако никогда нельзя отчаиваться и бездействовать.


ДИАГНОСТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В НИИ "Дети Индиго" проводят комплексное обследование нервной системы и зрелости головного мозга в соответствии с возрастными нормами.  Это позволяет  обнаружить угрозы задержки развития на самых ранних стадиях, позволяющих быстро корректировать и компенсировать обнаруженные патологии.


КАК ЛЕЧАТ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В НИИ "ДЕТИ ИНДИГО"

Потребность в лечении задержки речевого развития у детей в наши дни довольно высока и важно грамотно выбрать, кому доверить эту важную заботу, ведь время упустить на безрезультатные усилия никак нельзя! Лучше всего выбрать профильное учреждение, оснащенное по всем современным требованиям, а не просто клуб-развивашку.

В НИИ "Дети Индиго" представлены новейшие медицинские технологии, работает целая команда опытных специалистов, а задержку речи устраняют, применяя собственный комплексный подход, доказавший свою высокую эффективность.

Физиотерапевтическое лечение задержки речевого развития


Рефлексотерапевтические методы лечения ЗРР

Методики развития и коррекционные программы

Отзывы о лечении задержки речевого развития в НИИ "Дети Индиго"

Особое лечение для особого ребенка

В НИИ Дети Индиго помогли достать сына из его замкнутого состояния. Лечение продолжаем и с каждым днем я вижу, что он становится более активным, сообразительным и общительным.

Читать

Как эффективно лечить ЗПРР

Наконец-то сына лечат эффективно, а не как раньше, только ноотропами и пичкали. Уже 2 курса в НИИ Дети Индиго пройдены, приедем еще.

Читать
СКОЛЬКО СТОИТ?

Стоимость консультации специалиста указана в разделе "Консультативный прием" нашего прайса. Следите за акциями, не упустите выгодную цену!

Материал был проверен специалистами

МАТЕРИАЛ ПРОВЕРИЛ ЭКСПЕРТ: МОЛДАХАНОВА А. Д.
логопед-дефектолог

Ведет работу с детьми с диагнозами: алалия; ОНР I, II,III уровня; дизартрия; дислалия (постановка, автоматизация звуков), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Владеет техниками логопедического массажа.

О специалисте
Заказать
звонок
Задать вопрос специалисту
Отзывы
пациентов
Выбрать специалиста
Смотреть
вакансии
Записаться
на прием