Задержка психического развития (ЗПР)
Наблюдается у 16% школьников
В 50% случаев – последствие перинатальной патологии
Без своевременного лечения грозит нарушениями интеллекта
Задержку психического развития у детей, как правило, обнаруживают в дошкольном возрасте. Во время приёма у детского психолога или логопеда выявляется подозрение на это заболевание.
Задержка психического развития мешает ребёнку гармонично расти и развиваться, ограничивает потенциал мышления и интеллекта, приводит к проблемам с речью, обучением, в общении со сверстниками.
К счастью, заболевание ЗПР полностью обратимо. Если вовремя начать комплексную реабилитацию, от симптомов не останется и следа.
Проблема задержек психического развития – основной профиль работы НИИ Дети Индиго. После курса-интенсива наши пациенты без проблем обучаются по общеобразовательной программе в школе.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – ЧТО ЭТО?
Задержка психического развития (ЗПР) – расстройство психики, при котором детки отстают от возрастных норм, медленно осваивают психические функции и не способны в полной мере контролировать эмоционально-поведенческую сферу.
ЗПР находится на границе между возрастной нормой интеллекта и умственной отсталостью. ЗПР, в отличие от умственной отсталости, лечится окончательно с помощью регулярных занятий. Со временем детки нагоняют сверстников, успешно обучаются и получают профессию.
КОГДА ДИАГНОСТИРУЮТ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?
Самое опасное в ЗПР – её позднее обнаружение. Часто деткам не уделяют необходимое внимание и не тестируют на интеллектуальные отклонения при приёме в начальные классы. К сожалению, диагноз ЗПР ставят уже во время учёбы в школе, когда симптомы болезни оказывают негативное влияние на успеваемость малыша.
Идеальный возраст, необходимый для обнаружения ЗПР – 4-5 лет. В этот период уже сформированы основные психические функции, и своевременный поиск их нарушений помогает приступить к коррекции как можно скорее.
Если ЗПР обнаруживается после 7 лет, справиться с ней также возможно, однако на это уйдёт больше времени и сил.
КТО ЛЕЧИТ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?
Коррекцией симптомов и последствий задержки психического развития в НИИ Дети Индиго занимается большая команда детских специалистов во главе с детским неврологом.
Прямо сейчас выберите лучшего детского невролога НИИ "Дети Индиго" и запишитесь на прием!
УРОВНИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
На каждом новом этапе развития у малыша формируются следующие психические функции:
- доречевое мышление (наглядно-действенное) – преобладает в 2-3 года. Детки воспринимают только то, что видят собственными глазами: берут и рассматривают предметы, играют с ними, пробуют на вкус;
- наглядно-образное мышление – образуется к 4-5 годам. Ребёнку уже не обязательно иметь предмет перед глазами, он хранит его образ у себя в памяти и свободно описывает его. Малыш соотносит названия предметов с их изображением, узнаёт объекты на картинках (родителей, животных);
- абстрактно-логическое мышление – развивается в 11-15 лет. Подросток способен использовать сложные понятия и термины, размышлять и делать логические выводы, выявлять причинно-следственные связи. Ребёнок самостоятельно изготавливает поделки, удерживая их образ в голове.
Формы задержки психического развития зависят от причины, запустившей нарушение. Задержка психического развития сразу после рождения или в первые годы жизни возникает при органических поражениях (повреждения и травмы ЦНС). А вот после 4 лет более вероятной причиной ЗПР станут ошибки в воспитании и трудности во взаимоотношениях с ровесниками.
СИМПТОМЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Особенности детей с задержкой психического развития можно описать следующими признаками:
- нарушение интеллекта и отсутствие интереса к познаванию окружающего мира (единственная цель, которую преследует малыш во время игры или других занятий – удовольствие, а не новые знания и навыки);
- отставание в физическом развитии: медленный набор веса, низкий рост, низкий тонус мышц, быстрая утомляемость;
- слабый контроль поведения и эмоций, частые перепады настроения. Ребёнок не понимает социальных норм, тяжело следует распорядку дня и режиму, не способен к долгосрочному планированию, не отвечает на просьбы родителей;
- проблемы с памятью и концентрацией внимания: малыш часто отвлекается, не может сосредоточиться на одном предмете и запомнить новую информацию, особенно на слух);
- нарушение речевого развития: скудный словарный запас, неправильное произношение, использование простых предложений и фраз. Задержка психического развития в речи малыша заметна сразу – ребёнок поздно начинает гулить и лепетать, не откликается на имя и не реагирует на слова окружающих;
- проблемы во взаимодействии со сверстниками: недоверие и настороженность по отношению к другим, замкнутость, агрессивность, склонность играть в одиночестве);
- низкая самооценка;
- большая потребность в одобрении и обществе родителей: малыш подражает родителям, нуждается в их постоянном внимании, не может надолго оставаться один).
Если лечение ЗПР не проводилось в детском саду или младших классах, в подростковом периоде она усугубляется из-за высоких нагрузок в учёбе, гормональных и личностных перестроек. Особенности задержки психического развития заключаются в наслоении различных симптомов в связи с поздним и недостаточным формированием жизненно-важных навыков. Поэтому на поздних этапах требуется более сложная и длительная коррекционная работа.
ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- наследственная предрасположенность;
- повреждение нервной системы из-за осложнений беременности и родов (тяжёлые токсикозы, внутриутробные инфекции, гипоксия плода, нарушение маточно-плацентарного кровотока, резус-конфликт, родовая травма головы, асфиксия новорождённых, аномалии развития нервной системы, недоношенность);
- вредные привычки матери во время беременности (алкоголизм, курение);
- травмы головы и тяжёлые заболевания в первые годы жизни;
- нарушения слуха и зрения;
- дефекты речи;
- нарушения в воспитании (гиперопека или безразличное отношение к ребёнку, авторитарное воспитание, лишение общения с другими детьми).
ЧЕМ ОПАСНА ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?
Задержка психического развития затрудняет обучение в школе из-за серьёзных последствий:
- дислексия – нарушение чтения (перестановка букв в словах замедляет усвоение новой информации);
- дисграфия – частые ошибки в письменной речи, безграмотность;
- дискалькулия – проблемы с устным счётом;
- плохая успеваемость, неспособность освоить общую учебную программу;
- асоциальное поведение;
- зависимость от родителей.
Избежать осложнений поможет только комплексная и регулярная коррекционная работа с различными специалистами.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Можно ли вылечить задержку психического развития?
Комментирует
АНИКБАЕВА ДАНА АШИРХАНОВНА
Невролог высшей категории
У 100% детей ЗПР поддаётся успешному лечению, а симптомы полностью проходят к 10-11 годам и даже раньше. Это позволяет ребёнку обучаться наравне с другими, обрести навыки и знания, необходимые для самостоятельной жизни.
Но для такого успеха нужно соблюсти одно важное условие: важно выявить задержку развития и начинать лечить ее уже в 2-3 года. Тогда результат коррекции будет максимальным. Вот почему нельзя пренебрегать консультацией детского невролога в раннем периоде.
Если же ребенок с задержкой психоречевого развития попал на реабилитацию только после шести лет, шансы на исправление сильно падают. Помочь гораздо сложнее. Согласно официальной статистике, только у 2 детей из 1000 можно отследить положительную динамику. После 7 лет вероятность излечения падает еще ниже.
В НИИ Дети Индиго работают по передовым технологиям и результат коррекционной работы оказывается выше. Однако ранняя диагностика и коррекция не утрачивают своей значимости.
Диагностика ЗПР
Амплитудно-частотная диагностика (по Накатани)
Позволяет всесторонне оценить состояние здоровья ребенка в целом.
Электроэнцефалография мозга
Позволяет оценить наличие патологий и степень нарушений в функционировании мозга.
ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ задержки психического развития
Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено благодаря применению следующих методик в лечении:
Биоакустическая коррекция головного мозга
Уникальный метод стимуляции головного мозга акустическим сигналом.
РЕФЛЕКСОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
Чрезкожная микротоковая рефлексотерапия
Эффективный метод лечения широкого круга заболеваний, в том числе, поражений ЦНС у детей.
Микротоковая поляризация мозга
Высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии.
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ
АВА-терапия
Инновационная программа для адаптации к жизни в социуме детей-аутистов.
Сенсорная комната
Занятия в сенсорной комнате устраняют напряжение, замкнутость, симулируют интеллект.
Логопедический массаж
Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата и ликвидации речевых нарушений.
Песочная терапия
Развивает моторику, внимание, речевые навыки, раскрывает внутренний мир и потенциал ребенка.
Телесная терапия
Во время занятий ребенок учится лучше управлять своим телом, взаимодействовать с окружающей средой.
Мозжечковая стимуляция на доске Бильгоу
Метод направлен на стимуляцию работы головного мозга и мозжечка.
Изотерапия
Форм психотерапевтической работы, дает ребенку возможность выразить свои чувства через рисунок.
Детский остеопат
Консультация остеопата полезна малышам, которые родились ослабленными, в процессе нетипичных родов.